А. С. Хомяков между блаженным Августином и Кантом

Филаретовский альманах №11


Авторы: 
Хондзинский Павел Владимирович

Аннотация (РУС): 
Несмотря на прошедшие с кончины А. С. Хомякова почти полтораста лет, его богословское наследие до сих пор не получило итоговой оценки. В частности, остается открытым вопрос о согласии экклесиологических идей Хомякова с учением отцов Церкви. Так, в целом критически относящийся к Хомякову В. М. Лурье находит, что «созвучным» патристике является тезис Хомякова о тождественности внутритроического и обращенного на Церковь действия Святого Духа. Утверждая это, Лурье в свою очередь ссылается на о. Д. Станилоэ, выстраивающего аналогичную концепцию на основе разбора сочинений поздневизантийских авторов. Проведенный в предлагаемой статье анализ показывает, что концепция Станилоэ если и не вовсе отсутствует в восточной патристике, то, во всяком случае, не может считаться опирающейся на безусловный consensus partum, а наибольшую близость к ней обнаруживает скорее триадология блж. Августина, где термином caritas (любовь) обозначается не только Святой Дух, но и даруемая твари благодатная любовь, конституирующая собой Церковь. В свою очередь трансформация известных аспектов учения блж. Августина о cаritas приводит в XVII в. к учению о «чистой любви», а в XVIII - к «автономной этике» Канта, где бытие Божие выводится из нравственного категорического императива. В итоге внимательный разбор хомяковского учения о Церкви показывает, что в нем присутствуют элементы как Августинова, так и Кантова учений, на стыке которых и возникает мотив отождествления внутрицерковной и внутритроической жизни.

Ключевые слова (РУС): 
блж. Августин,Кант,Станилоэ,Лурье,триадология,экклесиология.

Название (EN): 
Khomyakov: between St. Augustine and Kant

Аннотация (EN): 
Despite the nearly 150 years since the death of Khomyakov his theological heritage still has not received a final assessment. In particular the issue of the compliance of the Khomyakov’s ecclesiology with the teachings of the Church Fathers is to be resolved. Even Khomyakov’s critic Vadim Lurie finds that his thesis about the identity of the two energies of the Holy Spirit (the intra-Trinitarian and directed to the Church) is consonant with the patristic thought. Asserting this, Lurie refers to fr. Dumitru Staniloae who builds a similar concept based on the analysis of the works of the late Byzantine authors. This article shows that the concept of Staniloae not be considered as an absolute «consensus patrum». The closest to it is the triadology of St. Augustine where the term «caritas» (love) represents not only the Holy Spirit but also gracious love bestowed to the creature, love that constitutes a Church. In turn, the of St. Augustine concept of «caritas» has been transformed in the 17th century in the doctrine of «pure love», but in 18th in the Kant’s «autonomous morality», where the existence of God is derived from the moral categorical imperative. As a result, a careful analysis of Khomyakov’s ecclesiology reveals that the latter contains elements of both Augustine’s and Kant’s concepts. From the confluence of these doctrines originate the Khomyakov’s idea of the identification of the intra-church and intra-Trinitarian life.

Ключевые слова (EN): 
St Augustine, Kant, Staniloae, Lurie, triadology, ecclesiology



Скачать файл: PDF