Пастырское богословие святителя Иннокентия Пензенского

Филаретовский альманах №16


Авторы: 
иерей Алексей Иванович Черный

Аннотация (РУС): 
Свт. Иннокентий (Смирнов) Пензенский (1784-1819) занимает особое место среди современников свт. Филарета Московского, с которым его объединяли не только дружба и благочестие, но и многие совместные труды на благо Русской Церкви. За короткий срок своей жизни он создал несколько крупных сочинений, каждое из которых можно назвать лучшим для российской богословской науки того времени, оставил обширное эпистолярное наследие и прославился как проповедник. Кроме этих «теоретических» аспектов церковного служения он имел также непродолжительный опыт управления пензенской епархией, то есть опыт решения практических вопросов, в том числе вопросов, связанных с приходским служением. В данной статье предпринимается попытка проанализировать пастырские труды свт. Иннокентия «на пересечении» теории и практики, то есть его академических трудов и опыта служения в качестве епархиального архиерея. По мнению автора, в результате такого сопоставления можно обнаружить довольно цельное осмысление опыта служения. Образ пастыря, который создается в «Богословии деятельном», святитель как бы стремится воссоздать в ставленниках своей епархии, не опасаясь даже вступить в противоречие с устоявшимися обычаями. В своих трудах он рисует нравственный облик христианина, не зависимый от его социального или церковного положения, черты которого, безусловно, должны присутствовать в «пастырях Церкви». Примечательно, что черты «христианского благоразумия» как такового свт. Иннокентий определяет, основываясь на святоотеческих трудах и классических пособиях для священнослужителей. С этим хорошо коррелирует его убеждение, что принимать священный сан могут не просто выходцы из священнических семей, но те, кто «особенно благоразумен» и обладает необходимыми способностями. Наконец, хотя под «духовником» или «духовным отцом» святитель понимает любого священника, принимающего исповедь, в качестве идеала он ясно указывает «отца, способного рождать и воспитывать чад духовных».

Ключевые слова (РУС): 
пастырское богословие, практическое богословие, приходское духовенство, духовная ученость, святитель Иннокентий (Смирнов)

Название (EN): 
Pastoral theology of St. Innocent of Penza

Аннотация (EN): 
St. Innocent of Penza (1784-1819) takes a special place among the contemporaries of St. Filaret of Moscow, with whom he was united not only by friendship and piety, but also by many joint labors for the good of the Russian Church. In a short period of his earthly life, he created several major works, each of which can be called the best for Russian theological science of that time, left a vast epistolary legacy and became famous as a preacher. In addition to these “theoretical” aspects of church ministry, he also had a short experience in managing the Penza diocese, that is, experience in solving practical issues, including issues related to parish ministry. This article attempts to analyze the pastoral works of St. Innocent “at the intersection” of theory and practice, that is, his academic works and experience of serving as a diocesan bishop. According to the author, as a result of such a comparison, one can find a rather integral understanding of the priest. The saint seeks to recreate the image of the pastor, which is constructed in Active Theology, in the proteges of his diocese, without even fearing to come into conflict with established customs. In his writings, he depicts the moral character of a Christian, independent of his social or ecclesiastical position, the features of which, of course, should be present in the “pastors of the Church”. At the same time, it is noteworthy that the features of “Christian prudence” as such St. Innocent determines based on patristic writings and classic manuals for clergy. Th is correlates well with his conviction that it is not just people from priestly families who can take the priesthood, but those who are “especially prudent” and have the necessary abilities. Finally, although by “confessor” or “spiritual father” the saint understands any priest who accepts confession, as an ideal he clearly indicates “a father who is capable of giving birth and raising spiritual children”.

Ключевые слова (EN): 
pastoral theology, practical theology, parish clergy, spiritual scholarship, Saint Innocent (Smirnov)



Скачать файл: PDF