Догматические особенности учений о Христе Иммануила Канта и свт. Иннокентия Херсонского

Авторы:
Малышев Артем Владиславович
Аннотация (РУС):
Статья посвящена изложению и сравнительному анализу христологических воззрений Иммануила Канта и русского богослова свт. Инно кентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического. Кант в известном сочинении «Религия в пределах только разума» (1793) предложил полноценную рационально-идеалистическую интерпретацию традиционной догматической христологии. Сын Божий представлялся Кантом как таинственно существующая в душе человека идея доброго принципа, а Его воплощение - как происхождение этого принципа в человеческом естестве. Господь Иисус Христос, согласно Канту, должен был быть не более, чем простым человеком - божественномыслящим человеком, - осуществившим добрый принцип в Своей жизни и тем самым ставший для нас образцом для подражания и гарантом нашей возможности самим осуществить его. Учение о Божественной природе Христа или о врожденной святости Его воли противоречит моральной логике кантовских построений и, по его замечаниям, не имеет практической пользы. Свт. Иннокентий (Борисов) первый в традиции русского богословия внимательно отнесся к богословским тезисам Канта, особенно к его рационалистической христологии. Свт. Иннокентий не нивелировал значение кантовских христологических воззрений, а попытался, вопервых, встроить их положительные задатки (не противоречащие православному вероучению идеи) в традиционную христологию, во-вторых, ответить на «вызов» Канта, заявившего о несовместимости учения о прирожденной святости Христа с представлением о Нем как об идеале и примере. Святитель учил о Христе как о самом Идеале и Боге, а чтобы обосновать мнение о возможности Христа согрешить, сформулировал концепцию постепенного проявления Божества во Христе (постепенного осознания Христом Своего назначения).
Ключевые слова (РУС):
христология, свт. Иннокентий (Борисов), Иммануил Кант, «Религия в пределах только разума», русское богословие
Название (EN):
Dogmatic Features of Christologies of Immanuel Kant and st. Innokenty of Kherson
Аннотация (EN):
The article is devoted to explanation and comparative analysis of Christologies of Immanuel Kant and Russian theologian st. Innokenty (Borisov), archbishop of Kherson and Taurica. Kant in his momentous writing “Religion within the Bounds of Bare Reason” (1793) has attempted to conduct complete rational-idealistic interpretation of traditional dogmatic Christology. The Son of God was represented by Kant as the mystically existing in human soul idea of good principle and the Incarnation of Son of God as a descent of the good principle in the evil human nature. Therefore, Lord Jesus Christ should be, according to Kant’s representation, merely simple Man (a truly divinely-minded man), who realized the good principle in his life and became a Model for us to copy and a Proof of our independent realization of it. Doctrines of Divine nature of Christ and of a native holiness of His will contradict the moral logic of Kant’s system. According to his own notes, they have no practical sense. St. Innokenty (Borisov) was the first thinker in tradition of Russian theology, who attentively treated with the theological opinions of Kant, especially with his rational Christology. St. Innokenty did not neglect the importance of Kant’s Christological views, but attempted, firstly, to build their positives roots into the traditional Christology and, secondly, to response on the Kant’s “challenge” or the notion, that the doctrine of Christ’s native holiness is not compatible with the doctrine of Him, as the example and ideal. Russian theologian stated, that Christ is the Ideal and God Himself. To save in Christ’s humanity a possibility to sin or to make a moral choice he formulated the conception of concessive revelation of Divinity in Him.
Ключевые слова (EN):
Christology, Immanuel Kant, st. Innokenty (Borisov), “Religion within the Bounds of Bare Reason”, Russian theology.
Скачать файл: PDF