Любящие, возлюбленные и разделяющая их любовь: концепция любви в романе Райнера Марии Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге»

Филаретовский альманах №14


Авторы: 
Хондзинский Павел Владимирович

Аннотация (РУС): 
Роман Райнера Марии Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» на первый взгляд всецело принадлежит истории светской литературы и связан с христианской традицией чисто историко-культурными реминисценциями. Однако это не совсем так, и можно констатировать, что реконструкция философско-богословского бэкграунда романа еще содержит в себе серьезные лакуны. Так, в частности, мало кто из исследователей всерьез обращает внимание на то, что, выстраивая в романе оригинальную концепцию интранзитивной чувственной любви (intransitive Liebe), Рильке выступает одновременно как наследник и интерпретатор древнего мистического учения христианского Запада. Это учение сводится к апофатической интерпретации любви к Богу, главной характеристикой которой становится «лишение собственности» - то есть добровольный отказ от всего, что могло бы стать плодом этой любви. Учение окончательно оформляется в сочинениях «рейнских мистиков» XIV в., в XVII в. подхватывается французскими квиетистами, а в XVIII-XIX по-своему транслируется в философские построения Канта и Шопенгауэра. В статье прослеживается, как Рильке реализует в романе эту концепцию сперва на примере «великих любящих», через страдания чувственной любви приходящих к пониманию любви как самоценного, не нуждающегося во взаимности состояния души, а затем на этой основе устанавливает содержание той внутренней работы, которую современный человек должен совершить для возвращения к Богу. Указанный ход мысли, в свою очередь, воспроизводит логику платоновского «Пира» (от любви земной к любви небесной), связуя, таким образом, античную и средневековую христианскую традицию в художественном синтезе, выраженном на языке эпохи модерна.

Ключевые слова (РУС): 
Рильке, «Записки Мальте Лауридса Бригге», Майстер Экхарт, Чистая любовь.

Название (EN): 
Th e Lovers, Beloveds and Dividing them off Love: Th e Concept of Love in the Novel of Rainer Maria Rilke “Th e Notebooks of Malte Laurids Brigge”

Аннотация (EN): 
At the first sight a novel of Rainer Maria Rilke “The Notebooks of Malte Laurids Brigge” is an exclusive property of the history of secular literature and related to Christian tradition only by means of historical-cultural reminiscences. But this is not the true case. It can be stated, that reconstruction of philosophical and theological background of the novel has noticeable gaps. Particularly only few scholars were seriously interested in the fact, that Rilke, creating in the novel an original concept of intransitive sensual love (intransitive Liebe), turns out as a successor and interpreter of an ancient Christian doctrine of the Christian West. This doctrine consists in the apophatic interpretation of love to God. “Deprivation of oneself ” or free-will refuse of all, that can appear as a fruit of the love is characteristic of the doctrine. This doctrine was definitely formed in writings of “the Rhineland mystics” of 14th century, continued by French quietists in the 17th century and originally translated in philosophical conceptions of Kant and Schopenhauer in the 18th - 19th centuries. In this article is observed, how Rilke realizes this doctrine of love firstly on the example of “the great lovers”, who come through sufferings of sensual love to the idea of love as not needing in reciprocity of condition of a soul a self-valuable. And secondly Rilke establishes on this basis the substance of an inner work, which must be performed by a modern man to return to God. Indicated train of thought represents in its part the logic of Plato’s “Th e Symposium” (from the earth love to heaven love). So, Rilke bounds antic and medieval Christian tradition in artistic, expressed in Modern Age language synthesis.

Ключевые слова (EN): 
Rilke. “Th e Notebooks of Malte Laurids Brigge”, Meister Eckhart, pure love.



Скачать файл: PDF