Учитель и ученик: святитель Филарет Московский и святитель Филарет Черниговский

Филаретовский альманах №14


Авторы: 
Хондзинский Павел Владимирович

Аннотация (РУС): 
Общеизвестно, что святитель Филарет Черниговский был учеником святителя Филарета Московского, однако в литературе до сих пор не обсуждался сколько-нибудь подробно вопрос об их концептуальном преемстве в области богословия, о том, насколько святителя Филарета (младшего) можно считать преемником и продолжателем богословских идей, выдвинутых в свое время святителем Филаретом (старшим). Проведенный в статье анализ приводит к следующим выводам. Доминирующим качеством богословских трудов Черниговского святителя была ученость как стремление объять церковную традицию во всех ее проявлениях, на всех уровнях. Можно утверждать даже, что заявленная целью устава духовных академий 1814 г. духовная ученость нашла себе в нем своего идеального репрезентанта. Отсюда широта охвата и создание значительных для своего времени работ почти во всех областях церковной науки, но отсюда же и обзорность как характерная черта сочинений святителя. При этом история как таковая, судя по всему, интересовала его более чем что-либо другое. Кроме того, в области уже собственно богословской святитель Филарет, с одной стороны, опирался на идеи, выдвинутые его великим учителем - в частности, можно указать здесь на учение святителя Филарета (старшего) об имени, о храме, о благодати, о царской влас ти; с другой - на принципы «научного богословия», разработанные еще архиепископом Феофаном Прокоповичем, что понуждало его - историка по преимуществу - выстраивать свою систему догматического богословия, по сути, вне рассмотрения какого-либо исторического контекста.

Ключевые слова (РУС): 
свт. Филарет Черниговский, свт. Филарет Московский, духовная ученость, догматическое богословие, школа Феофана Прокоповича, русское богословие, история Русской Церкви, синодальный период.

Название (EN): 
Th e teacher and the disciple: St. Philaret of Moscow and St. Philaret of Chernigov

Аннотация (EN): 
It is well known that St. Philaret of Chernigov was the disciple of St. Philaret of Moscow. But when it comes to theology the question of their conceptual succession has not yet discussed in the literature. Does St. Philaret the Junior can be considered as a successor of the theological ideas of St. Philaret the Elder. Th e analysis made in the article leads to the following conclusions. The dominant characteristic of the theological works of St. Philaret the Junior was a “scientifi cness” - it was the intention to comprehend the church tradition in all its manifestations and levels. It can be even affirmed that he was a perfect representative of the concept of the “spiritual scholarship” (“dukhovnaya uchyonost”) declared by the charter of 1814. That’s why there was the breadth of coverage: he made significant works in all areas of ecclesiastical scholarship. But another feature of his works was a superfi ciality. The history by itself seemed to interest him more than anything else. In the area of the theology, St. Philaret the Junior, on the one hand, relied on the ideas put forward by his great teacher (in particular, it can be pointed here the teaching of St. Philaret the Elder on name, temple, grace, and royal power). On the other, he relied on the principles of “scientific theology”, developed by Archbishop Feofan Prokopovich. That’s why he - the historian for the most part - tried to build his system of dogmatic theology without any historical contextualization.

Ключевые слова (EN): 
St. Philaret of Chernigov, St. Philaret of Moscow, spiritual scholarship, dogmatic theology, school of Feofan Prokopovich, the Russian theology, history of the Russian Church, the Synodal period



Скачать файл: PDF