Экклесиология бывшего толстовца: трансформация представлений о Церкви новомученика М. А. Новоселова

Филаретовский альманах №14


Авторы: 
Ячменик Вячеслав Александрович

Аннотация (РУС): 
В статье предпринимается попытка реконструировать формирование и эволюцию экклесиологических взглядов новомученика М. А. Новоселова, которые по гипотезе данной статьи развивались под влиянием Л. Н. Толстого. Сам мч. Михаил сперва был толстовцем, основавшим одну из первых земледельческих общин, но после неудачи в организации общины и разочарования во взглядах учителя он вернулся в Церковь. Рефлексируя над своим опытом, он высказывал ряд очень характерных для толстовского богословия идей: критиковал (говоря о критике, мы не имеем в виду отказ, но попытку осмыслить тот или иной феномен) «внешнее» в Церкви (Церковь как организация: церковные институты, юридизм, дисциплина), акцентируя внимание на «внутреннем» (Церковь как организм: мистические ее определения, духовный авторитет, важность пневматологии). Мысля таким образом, М. А. Новоселов приходит к утверждениям, которые разрывают в его концепции единство организации и организма, которое в определенный момент он сам описывал как «халкидонское». Он утверждает, что принадлежность к организму в определенные исторические периоды становится важнее, чем к организации. Тем самым через его построения открывается ключевая проблема экклесиологии: критикуя одну из моделей Церкви (институциональную), он нивелирует и характерные для этой модели элементы. При этом, идя следом за развитием экклесиологии мч. Михаила, очевидным становится влияние на изменения его взглядов политических процессов.

Ключевые слова (РУС): 
русское богословие, экклесиология, мученик М. А. Новоселов, Л. Н. Толстой, А. С. Хомяков, патриарх Сергий (Страгородский), имяславие, толстовство.

Название (EN): 
Ecclesiology of an ex-Tolstoyan: the New Martyr M. A. Novoselov’s transformation of the conceptions of the Church

Аннотация (EN): 
This article seeks to reconstruct the formation and evolution of the ecclesiological views of a New Martyr M.A. Novoselov, which, under the hypothesis of this contribution, were developed under the influence of the study of L.N. Tolstoy. Initially, martyr Novoselov was a Tolstoyan himself. It was him who established one of the first farming communities, but after a failure in this undertaking and the disappointment in the attitudes of his teacher he went back to the Church. Refl ecting on his organizational experience, martyr Novoselov expressed a number of concepts, which essentially were characteristic of the Tolstoyan’s theology. While criticizing (by “criticizing” we imply not a total refusal, but an effort to comprehend a phenomenon) the “external manifestation” of the Church (i.e. the Church as an organization: Church institutions, juridicism and the discipline) he focused on the “internal” aspects of the Church (i.e. the Church as an organism: its mystical defi nitions, spiritual authority, the importance of Pneumatology). Building on these ideas, M.A. Novoselov made the statements, which in his conception divided the unity of the organization and organism, which Novoselov used to defi ne as “Chalcedonian” at some point. He asserts that belonging to the organism, in particular historical periods (contexts), becomes more important than belonging to the organization. Therefore his reasoning reveals the key issue of ecclesiology: with criticizing one of the models of the Church (Institutional), he eliminates the very elements specific to this model. Meanwhile, tracing the development of ecclesiological views of a New Martyr M.A. Novoselov, the influence of the political processes on changes in his outlook becomes apparent.

Ключевые слова (EN): 
Russian theology, ecclesiology, martyr M. A. Novoselov, L. N. Tolstoy, A. S. Khomyakov, Patriarch Sergius (Stragorodsky), Imiaslavie, Tolstoyans.



Скачать файл: PDF