Святитель Филарет и Предание Церкви

Авторы:
Хондзинский Павел Владимирович
Аннотация (РУС):
Предлагаемая статья ставит своей целью определить итоговое значение богословского наследия святителя Филарета как для русского богословия, так и для общего Предания Церкви. На основе проведенных ранее автором статьи исследований устанавливается, что это значение может быть прослежено на нескольких уровнях. Прежде всего богословский синтез святителя преодолевает рационализм русской богословской школы ХVIII столетия и становится основанием для построения целостной экклесиологической концепции, органично сочетающей в себе представления о мистической и исторической жизни Церкви. Поскольку же этот синтез связан с использованием элементов платонического учения об имени, постольку он является и важной точкой в преодолении древнего разрыва русской традиции с античной мыслью, – разрыва, существующего по объективным причинам еще со времен крещения Руси. Одновременно тот же синтез явился восполнением не до конца разработанного византийской традицией учения об имени, органично продолжая и развивая в этом отношении учение святителя Григория Паламы о Божественных энергиях и Фаворском свете. Наконец, можно говорить и о рецепции святителем Филаретом экклесиологических и антропологических идей, содержащихся в текстах крупнейшего отца Западной Церкви, блаженного Августина, что позволяет говорить не только об особой значимости трудов святителя для русской традиции, но и о том уникальном месте, которое занимает во многом благодаря ему последняя в богословском и культурном диалоге Востока и Запада.
Ключевые слова (РУС):
святитель Филарет, святитель Григорий Палама, блаженный Августин, Божественные энергии, экклесиология, антропология, русское богословие.
Название (EN):
St. Philaret and the tradition of the church.
Аннотация (EN):
This aim of article is to summarize the contribution of St Philaret to the Russian theology as well as to the Church tradition. Based on the works that have been already carried out author states that there is a number of possibilities to trace this contribution. Firstly, St Philaret overcomes the rationalism of the Russian theological school of the 18th century and his synthesis lies in the bottom of the integral ecclesiastical concept, where organically coincide mystical and historical dimension of the Church life/ In so far as, this synthesis relates to the platonic doctrine, it overcomes the ancient gap between Russian theological tradition and antiquity. As well as this synthesis fulfils Byzantine doctrine of name and continues the St Gregory Palama’s teaching of Divine energies and Tabor light. Finally, it is possible to talk about the reception of the Augustine’s ecclesiology and anthropology, and consequently to state that through St Pilarlet’s works the Russian tradition holds the unique place between Eastern and Western theology.
Ключевые слова (EN):
This aim of article is to summarize the contribution of St Philaret to the Russian theology as well as to the Church tradition. Based on the works that have been already carried out author states that there is a number of possibilities to trace this contribution. Firstly, St Philaret overcomes the rationalism of the Russian theological school of the 18th century and his synthesis lies in the bottom of the integral ecclesiastical concept, where organically coincide mystical and historical dimension of the Church life/ In so far as, this synthesis relates to the platonic doctrine, it overcomes the ancient gap between Russian theological tradition and antiquity. As well as this synthesis fulfils Byzantine doctrine of name and continues the St Gregory Palama’s teaching of Divine energies and Tabor light. Finally, it is possible to talk about the reception of the Augustine’s ecclesiology and anthropology, and consequently to state that through St Pilarlet’s works the Russian tradition holds the unique place between Eastern and Western theology.
Скачать файл: PDF