Комментарий святителя Феофана Затворника на письма графа М. М. Сперанского к Ф. Цейеру

Филаретовский альманах №12


Авторы: 
Хондзинский Павел Владимирович

Аннотация (РУС): 
Среди многих авторов, писавших о личности и наследии М. М. Сперанского, святитель Феофан Затворник был, пожалуй, единственным, кто твердо отстаивал православность взглядов графа-реформатора. Свое мнение святитель высказал и обосновал в «Письмах о духовной жизни», являющихся подробным комментарием к переписке М. Сперанского с его другом Ф. Цейером. Анализ позиции Сперанского и ее оценки святителем Феофаном дополнен в статье сопоставлением с основными тезисами классического автора квиетической традиции Ф. Фенелона. В результате получены следующие выводы. Принципиально важным является тезис святителя Феофана, что к сопоставлению мистических состояний в различных традициях следует подходить с крайней осторожностью вследствие невозможности объективно точного и верифицируемого описания этих состояний. Для некоторых употребляемых Сперанским квиетических терминов святитель указывает их правильное с точки зрения православной духовности понимание. Приведенные в статье определения тех же терминов, данные Ф. Фенелоном, показывают, что его определения квиетических терминов недалеки от их понимания свт. Феофаном. Мысль о неслучайности этого сближения подкрепляется стремлением Фенелона опереться в своих тезисах на учение древней неразделенной Церкви, в частности отцов древнего монашества. Указанная близость, со всеми возможными поправками на разность традиций, языка, а главное - образа мысли, позволяет все же с осторожностью поставить вопрос о том, что фенелоновская редакция квиетизма представляла собой шаг в сторону сближения с духовностью Востока.

Ключевые слова (РУС): 
М. Сперанский, свт. Феофан Затворник, Ф. Фенелон, квиетизм, исихазм, Фаворский свет, чистая любовь, внутреннее слово.

Название (EN): 
THE COMMENTARY OF THE ST THEOPHAN THE RECLUSE ON CORRESPONDENCE BETWEEN M. SPERANSY AND F. SEYER

Аннотация (EN): 
Between many others who wrote about count Michael Speransky St. Theophan the Recluse was the only author who defended the position that Speransky was purely orthodox thinker. St. Theophan expressed his views on this subject in the «letters about the spiritual life» where he comments the correspondence between Speransky and F. Seyer. Along with Speransky and St. Theopan author deals with F. Fenelon, who was the representative of the classic quietist tradition. As a result author presents a number of ideas: we can agree with St Theophan when he insists that this is impossible to fully understand the mystical terminology from the heterodox tradition which was used by Speransky. St. Theophan tries to fi nd the proper orthodox synonyms for the mystical terms that use Speransky in the correspondence. Also we can see that St. Theophan’s understanding of these terms is close to that of Fenelon. But this proximity not only the result of direct descending but means the interconnection through the Fathers of the Ancient Church (including eastern monastic tradition). This fact means that Fenelon’s Quietism may be regarded as a step toward eastern Spirituality.

Ключевые слова (EN): 
M. Speransky, St .Theophan the Recluse, F. Fenelon, Quietism, Hesychasm, Tabor Light, Pure Love, Inner Word.



Скачать файл: PDF