Шеллинг и русское богословие XIX–ХХ вв.

Авторы:
Павлюченков Николай Николаевич
Аннотация (РУС):
Цель данной статьи заключается в том, чтобы привлечь внимание к богословским аспектам религиозно-философского наследия Шеллинга, а также к проблеме соотношения его идей и концепций некоторых русских религиозных философов. Автор последовательно рассматривает работы А. С. Хомякова, В. С. Соловьева С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского и обсуждает связь некоторых их богословских взглядов с учением Шеллинга. В учении Шеллинга выделяются три главные идеи: Бог - это Абсолют, который должен изменяться внутри себя; эти изменения являются причиной появления мира и «первородного греха»; необходимость зла для наличия добра. В учении Хомякова обнаруживается идея необходимости зла - идея необходимости восходить на качественно новый уровень духовного развития через появление и временное развитие негативных процессов. В концепции Соловьева раскрываются его представления о необходимости внутреннего различения в Боге «Его Самого» и «Его Другого». Согласно Соловьеву, Бог утверждает Себя посредством отпадения Себя от Самого Себя. Бог имеет онтологическую потребность в существовании мира и в постепенном развитии Богочеловечества. Подчеркивается, что именно эти взгляды легли в основу более поздних концепций С. Н. Булгакова. В целом Булгаков оказался к Соловьеву и Шеллингу гораздо ближе, чем Флоренский. Но и у Флоренского содержится целый ряд идей, введенных в богословие из религиозно-философского наследия Шеллинга. В статье делается главный вывод, согласно которому Шеллинг действительно оказал значительное влияние на ряд представителей русского богословия XIX-ХХ вв.
Ключевые слова (РУС):
Шеллинг, Хомяков, Соловьев, Флоренский, богословие, философия, разум, сознание, рассудок, всеединство, Абсолют, человечество, творение мира, Бог, мир.
Название (EN):
SCHELLING AND RUSSIAN THEOLOGY OF THE 19TH‒20TH CENTURIES
Аннотация (EN):
It is the purpose of this article to draw attention to theological aspects of Schellingʼs religious-philosophical heritage and to problem on the relation of ideas of Schelling and some concepts of Russian religious thinkers. The author consistently examines the works of A. S. Khomyakov, V. S. Solov’ov, S. N. Bulgakov, P. A. Florensky and considers the connection his some theological views with Schellind’s doctrine. It is exposed that Schelling’s heritage has three main ideas: God is the Absolute, which must be changed within you; these changes are the cause of world and «original transgression»; evil is necessary for the existence of good. It is shown that Khomyakov’s concept has the idea of the necessity of evil. This is idea of the need to rise to a qualitatively new level of spiritual development through negative processes. It is noted that in the Khomyakov’s writings the author does not rais the problem of the origin of evil and does not discuss the problem of “original transgression”. It is shown that Solov’ov’s notion includes views on the internal division in God. Solov’ov discerns in God “Himself” and “His Friend”. According to Solov’ov, God proves Himself through the falling away from Himself. God has ontological necessity of being the world and in the gradual development of the God-humanity. It is emphasized that namely these views formed the basis for later Bulgakov’s concepts. In general, compared to Florensky, Bulgakov was much closer to Solov’ov and Schelling. At the same time, Florensky’s concept also contains a number of ideas, which are included in the theology from Schelling religious-philosophical heritage. The conclusion is made that Schelling really had a significant impact on the number of representatives of Russian theology of the 19th-20th centuries.
Ключевые слова (EN):
Shelling, Khomyakov, Solov’ov, Florensky, theology, philosophy, reason, conscience, mind, all-unity, Absolute, humanity, creation of world, God, world.
Скачать файл: PDF