Священник как служитель Царства Христова в богословии свт. Иннокентия (Борисова)

Филаретовский альманах №17


Авторы: 
иерей Алексей Иванович Черный

Аннотация (РУС): 
В статье рассматриваются взгляды на священство святителя Иннокентия (Борисова). Этот, без сомнения, выдающийся пастырь, богослов и церковный деятель Синодального периода не оставил трудов, непосредственно посвященных священству или пастырскому служению. Однако именно его можно без преувеличения назвать тем, кто первым среди русских богословов изложил в своих работах и проповедях систематическое учение о православном пастырстве и в этом смысле значительно опередил свое время. Особенно примечательно то, что святитель Иннокентий впервые в истории русского богословия разрабатывает христологические и экклесиологические аспекты священнического служения и определяет место священника в Церкви как реальности Царства Христова. Такой подход выделяется не только на фоне эпохи, но и в истории русского богословия в целом. Автор высказывает предположение, что в основе концепции свт. Иннокентия лежат, с одной стороны, стремление защитить православное учение перед лицом иноконфессиональных влияний (прежде всего протестантских), а с другой - попытка противостоять утилитарному подходу к священнослужителям со стороны государства, характерному для Николаевской эпохи.

Ключевые слова (РУС): 
святитель Иннокентий (Борисов), Синодальный период, русское богословие, священство, экклесиология, Царство Христово, священство Спасителя

Название (EN): 
Th e priest as minister of the kingdom of Christ in the theology of St. Innokenty (Borisov)

Аннотация (EN): 
This article examines the views of St. Innokenty (Borisov) on the ministry of the parish priest. This outstanding pastor, theologian, and churchman of the Synodal period no doubt did not leave any works directly dedicated to the priesthood or to pastoral ministry. However, it would be no exaggeration to say that he was the first Russian theologian who expound in his writings and sermons a systematic doctrine of Orthodox pastoral care, and in this sense, he was far ahead of his time. It is especially noteworthy that, for the first time in the history of Russian theology, St Innokenty developed the Christological and ecclesiological aspects of the priestly ministry and defined the priest’s place in the Church as a reality of the Kingdom of Christ. This approach stands out not only for the era, but also for the history of Russian theology as a whole. The author suggests that at the heart of St. Innokenty’s concept lies, on the one hand, the desire to defend Orthodox teaching in the face of foreign (primarily Protestant) influences, and, on the other, an attempt to counter the restoration of the utilitarian approach to clergy by the state that characterized the Nicholas era.

Ключевые слова (EN): 
Saint Innocent (Borisov), Synodal period, Russian theology, priesthood, ecclesiology, Kingdom of Christ, priesthood of the Savior



Скачать файл: PDF