«Кто не умер, тот никогда не взойдет на эту высоту». К статье священника Павла Флоренского «Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечева»

Авторы:
Павлюченков Николай Николаевич
Аннотация (РУС):
В статье рассмотрена работа свящ. П. Флоренского «Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечева», написанная в 1923 г. Свящ. П. Флоренский полагал, что небольшая рукопись, найденная после смерти о. Алексея, была написана его рукой и представляла собой надгробное слово, написанное им для самого себя. Это обстоятельство послужило поводом для Флоренского изложить свою, своеобразную трактовку смерти праведника - как соединения со своим высшим Я. Автор делает вывод, что в целом в рассматриваемой работе нашел свое отражение интерес к оккультнотеософским концепциям, заметно усилившийся у о. Павла Флоренского после 1917-1918 гг. Но, как и ранее, для Флоренского это означало, конечно, не утрату православно-церковного мировоззрения, а допустимость самых широких пределов для философско-богословского поиска. В заключение приведены свидетельства того, как иногда личный церковный опыт о. П. Флоренского не находил своего соответствия в его же философско-богословских концепциях.
Ключевые слова (РУС):
Флоренский, Мечев, смерть, надгробное слово, личность, теософия, оккультизм
Название (EN):
“He who is not dead will never ascend to this height”. Оn the “Arguments in case of the death of Father Alexey Mechev” by priest Pavel Florensky
Аннотация (EN):
The article considers the work of priest P. Florensky “Reasoning in the case of the death of Father Alexey Mechev”, which was written in 1923. Priest. P. Florensky believed that a small manuscript found after the death of Fr. Alexey was written by his hand and was a tombstone written by him for himself. Th is circumstance was the reason for Florensky to present his peculiar interpretation of the death of the righteous as a union with his higher Self. The author concludes that, in general, the interest in occult-theosophical concepts is reflected in the work under consideration. This interest was noticeably strengthened by Fr. Pavel Florensky aft er 1917-1918. But, as before, for Florensky, this meant, of course, not the loss of the Orthodox-ecclesiastical worldview, but the permissibility of the widest limits for philosophical and theological search. In conclusion, the article provides evidence of how sometimes the personal church experience of fr. P. Florensky did not correspond to his own religious and philosophical concepts.
Ключевые слова (EN):
Florensky, Mechev, death, tombstone, personality, theosophy, occultism
Скачать файл: PDF