Священник и пророк русского богословия

Авторы:
диакон Евгений Лютько
Аннотация (РУС):
В 1846 г. студент Московской духовной академии иеромонах Феодор (Бухарев) защитил магистерскую диссертацию с темой «Подлинность 40–66 глав книги Св. Пророка Исаии». Лишь спустя четыре года этот текст, значительно переработанный, с названием «О второй части книги св. пророка Исаии» был опубликован в академическом журнале. В ходе исследования выясняется, что свт. Филарет, митрополит Московский, попечитель академии и цензор академических исследований, судя по всему, внес значительный вклад в процесс переработки текста. Авторский замысел практически не узнается в итоговом варианте, а живая, но сумбурная мысль Бухарева сменяется в публикации сдержанным слогом и четкой структурой, характерной для текстов святителя. Отталкиваясь от традиции изучения этих богословов и от этого частного, но красноречивого случая, в этом эссе мы реконструируем взаимоотношения между свт. Филаретом и архим. Феодором и шире – в рамках поля русской богословской традиции, через оппозицию «священника» и «пророка», позаимствованную немецким социологом М. Вебером из истории Древнего Израиля.
Ключевые слова (РУС):
свт. Филарет (Дроздов), архим. Феодор (Бухарев), харизма, институт, русское богословие, николаевская Россия
Название (EN):
Priest and Prophet of Russian Theology
Аннотация (EN):
In 1846, Hieromonk Feodor (Bukharev), a student of the Moscow Q eological Academy, defended his master’s thesis on the topic of “Q e Authenticity of Chapters 40–66 of the Book of the Holy Prophet Isaiah.” Only four years later, a signiR cantly revised version of this text was published in an academic journal with the title “On the Second Part of the Book of the Holy Prophet Isaiah.” Q is study demonstrates that St. Philaret of Moscow appears to have made a signiR cant contribution to the process of rewriting the text in his capacity as trustee of the academy and censor of academic research. Q e author’s initial intention is practically unrecognizable in the R nal version, and Bukharev’s lively but chaotic thought is replaced in the publication by the restrained style and clear structure typical of texts by St. Philaret. Drawing from the tradition of research on these theologians and from this speciR c but nonetheless revealing case, in this essay we reconstruct the relationship between St Philaret and Father Feodor and examine it from a more general perspective, within the R eld of Russian theological tradition, through the opposition of “priest” and “prophet” borrowed by the German sociologist Max Weber from the history of ancient Israel.
Ключевые слова (EN):
St. Philaret (Drozdov), Archimandrite Feodor (Bukharev), charisma, institute, Russian theology, Nikolaevan Russia
Скачать файл: PDF