Становление мысли архимандрита Феодора (Бухарева) об оправдании культуры: попытка реконструкции

Филаретовский альманах №18


Авторы: 
Хондзинский Павел Владимирович

Аннотация (РУС): 

В работах архим. Феодора (Бухарева) чуть ли не впервые в русской традиции находит себе место «оправдание культуры» – своего рода культуродицея. Причем, разрабатывая ее, Бухарев использует идеи и методы, восходящие к поколению его учителей. Так, исповедуемый ими провиденциализм он трансформирует за счет «уравнивания в правах» прямой и попустительной воли Божией (о чем мне уже приходилось писать более подробно). Однако до сих пор в науке не обращалось внимания на то, что эта трансформация является следствием использования Бухаревым экзегетического метода, активно применяемого еще свт. Филаретом Московским: согласно последнему, слово Писания, встречающееся в разных смысловых контекстах, устанавливает между ними существенную связь. Аналогичным образом поступает и Бухарев. Сопоставляя два выражения апостола Павла, относящиеся ко Христу: перворожденный всей твари (Кол 1. 15) и перворожденный из мертвых (Кол 1. 18), Бухарев выводит из них расширительное толкование об «усыновлении» Христу не только искупленного Им человечества, но и всего творения. Именно на этом основании строится в дальнейшем его теория Промысла, а кроме того, приведенное толкование, помещая творение мира в христологическую перспективу, позволяет предположить в нем акт божественного кенозиса – идея, широко развитая позднее в русском богословии.



Ключевые слова (РУС): 
А. М. Бухарев, свт. Филарет Московский, оправдание культуры, послания апостола Павла, попущение Божие, христология, творение мира

Название (EN): 
The Formation of Archimandrite Feodor’s (Bukharev) Ideas on the Justi? cation of Culture: an Attempt at Reconstruction

Аннотация (EN): 

In the works of Archimandrite Feodor Bukharev, a place is found almost for the R rst time in the Russian tradition for a “justiR cation of culture” – a sort of “culturodicy.” It is interesting that, in developing this theory, Bukharev uses ideas and methods that hark back to his teachers’ generation. Q us, he transforms the idea of providentialism espoused by the latter at the cost of “equalizing in rights” the direct and acquiescent will of God (about which I have already had cause to write in greater detail). However, until now, scholarship has not paid attention to the fact that this transformation is a consequence of Bukharev’s application of the exegetic method actively used by St. Philaret of Moscow. According to the latter, words from Scripture occurring in diS erent conceptual contexts establish an essential connection between these contexts. Bukharev does the same. Comparing two expressions used by the Apostle Paul relating to Christ: the 9 rstborn over all creation (Col. 1. 15) and the 9 rstborn from the dead (Col. 1. 18), Bukharev deduces from them an expansive interpretation of the “adoption” by Christ not only of humanity redeemed by Him, but also of the whole of creation. His ensuing theory of Providence is founded on precisely this basis, and what is more, by placing the creation of the world in a Christological perspective, this interpretation allows us to presuppose in the creation an act of divine kenosis, an idea that held widespread currency in Russian theology at the beginning of the 20th century.  



Ключевые слова (EN): 
Bukharev, St. Philaret of Moscow, justiR cation of culture, epistles of St. Paul, the acquiescence of God, Christology, creation of the world



Скачать файл: PDF