Метафора смерти Церкви в России начала XX века

Филаретовский альманах №18


Авторы: 
Ячменик Вячеслав Александрович

Аннотация (РУС): 

В статье анализируется возникновение и развитие метафоры смерти Церкви в русской богословской и религиозно-философской мысли начала XX в. Эта метафора получила широкое распространение и позднее, в рамках церковных дискуссий конца 1920-х гг. Рассматриваются две линии развития метафоры. Во-первых, она используется в церковно-исторических трудах, посвященных реконструкции Святейшего Синода как управляющего органа Церкви. Прежде всего это показано на материале полемики С. Г. Рункевича и П. В. Верховского. В церковной публицистике тезис о смерти Церкви развивает В. З. Завитневич. Во-вторых, параллельно метафора развивается в среде религиозных философов. Наиболее выраженно о смерти Церкви заявлял Д. С. Мережковский, также критикуя церковно-государственные отношения как неприемлемую для него социальную позицию Церкви. Вскоре возникает и критическая позиция, принадлежащая С. Н. Дурылину, который предлагает богословский аргумент, согласно которому разрыв единой Церкви на «умершую» земную ее часть и «живую» небесную должен означать уничтожение всей Церкви. В статье соотносятся концепты «смерть Церкви» и «смерть Бога» – прослеживается связь этих метафор с критикой «обмирщения» церковных институтов.



Ключевые слова (РУС): 
русское богословие, экклезиология, секуляризация, кризис, смерть Церкви, смерть Бога

Название (EN): 
The Metaphor of the Death of the Church in Russia in the early 20th century

Аннотация (EN): 

The article analyzes the emergence and development of the metaphor of the death of the Church in Russian theological and religious-philosophical thought in the early 20th century. T is metaphor also received widespread use later on in Church discussions in the second half of the 1920s. Two lines of development of the metaphor are examined. Firstly, it is used in church-historical works devoted to reconstructing the formation of the Holy Synod as the governing body of the Church. T is may be illustrated above all on the basis of materials from the polemic between S. G. Runkevich and P. V. Verkhovsky. T e idea of the death of the Church was developed in church publications by V. Zavitnevich. Secondly, the metaphor was developed in parallel by religious philosophers. T e death of the Church was expressed most articulately by D. S. Merezhkovsky, who also criticized church-state relations as a social position that was to his mind unacceptable for the Church. Soon aU erwards, a critical reaction followed from S. N. Durinlin, who put forward the theological argument that the separation of the one Church into its “dead” earthly part and its “living” heavenly counterpart must necessarily imply the destruction of the entire Church. T e article concludes by brieV y correlating the concepts of the “death of the Church” and the “death of God,” metaphors which, in a European context, appear to be linked to a critique of the “secularization” of church institutions.  



Ключевые слова (EN): 
Russian theology, ecclesiology, secularization, crisis, death of the Church, death of God



Скачать файл: PDF