Антиклерикальная риторика в России: 1840-1917 гг.

Филаретовский альманах №19


Авторы: 
диакон Евгений Лютько

Аннотация (РУС): 

Антиклерикализм в российском контексте до сих пор не рассматривался как самостоятельное культурное явление. Как правило, считается, что он был побочным проявлением политики большевиков, не ограничивавшихся борьбой с «экономическим базисом» (царизмом), но боровшихся также с «надстройкой» (религией), которая, по идее, должна была «отмереть» сама собой. Однако, вопреки тому, что Православие в дореволюционной России являлось «господствующим вероисповеданием», антиклерикальная риторика появилась здесь задолго до падения православной монархии. Представляется возможным выделить несколько логик, лежащих в основании антиклерикальной аргументации. Культурный антиклерикализм являлся результатом последовательного расхождения культурных путей русского духовенства и дворянства. Экономический антиклерикализм, соответственно, отражал процесс обособления духовного сословия по отношению к крестьянской среде. Политический антиклерикализм во многом являлся проекцией на русскую почву риторики, характерной для борьбы нововременного государства с Католической Церковью в западноевропейском контексте. Однако в России «вина» Церкви заключалась не в ее слишком самостоятельной позиции, затормаживающей процесс социального развития, а, напротив, в помощи, которую она оказывала государству в порабощении народа.  



Ключевые слова (РУС): 
антиклерикализм, русская культура, духовенство, риторика, сословия в России, православный священник

Название (EN): 
Anti-Clerical Rhetoric in Russia: 1840–1917

Аннотация (EN): 

Anti-clericalism in the Russian context has not yet been considered as an independent cultural phenomenon. It is generally believed that it was a side effect of the Bolsheviks’ policy, which was not limited to fighting the “economic base” (tsarism), but also fought the “superstructure” (religion), which was supposed to “die out” by itself. However, despite the fact that Orthodoxy in the pre- revolutionary Russia was the “dominant religion”, anti-clerical rhetoric appeared here long before the fall of the Orthodox monarchy. It seems possible to single out several logics underlying the anti-clerical argument. Cultural anti-clericalism was the result of a consistent divergence of the cultural paths of the Russian clergy and nobility. Economic anti-clericalism, respectively, reflected the process of isolation of the clergy estate in relation to the peasant environment. Political anticlericalism was in many ways a projection onto Russian soil of the rhetoric characteristic of the struggle between the modern state and the Catholic church in the Western European context. However, in Russia the “fault” of the church lay not in its overly independent position, which hindered the process of social development, but, on the contrary, in the assistance it provided to the state in enslaving the people.  



Ключевые слова (EN): 
anti-clericalism, Russian culture, clergy, rhetoric, estates in Russia, Orthodox priest



Скачать файл: PDF